artykul (artykul) wrote,
artykul
artykul

ЗАДРАИТЬ ЛЮКИ!

И каких только различных транспортных средств для путешественников не предлагает туриндустрия! Тут тебе и квадроциклы, и джипы, и круизные лайнеры, и необычные автобусы, и старинные паровозы, и даже вон космические корабли некоторые осваивают. Про туристические ледоколы мы вам уже рассказывали, а сегодня поведаем о подводном туристическом флоте.

Во время длительного плавания через океан вояжеров в один из моментов начинает одолевать скука: на многие мили вокруг - одна вода, заходы в порт нечасты, айсбергов избегать стараемся. Порой косяк дельфинов попрыгает перед носом корабля да кит своим могучим хвостом поднимет мириады брызг. И снова - одинокое синее море. А ведь море это (океан, озеро) в придачу еще и глубокое и таит в себе множество интересного и увлекательного. Коралловые рифы и колонии моллюсков, акулы и скаты, стаи рыб и затонувшие корабли, камни и водоросли и уйма чего еще. Почему бы и в этом направлении (строго вниз) не организовать какие-нибудь экскурсии, развлекательные программы, постановочные шоу и фейерверк впечатлений? Военные и ученые-то уже вон сколько лет бороздят подводные просторы, наблюдают все это синее безмолвие и улетающие ввысь пузырьки. А чем "гражданские" хуже?
Первая туристическая подводная лодка была построена в Швейцарии в 1964 году для Национальной выставки в Лозанне. Она получила имя "Auguste Piccard" - в честь выдающегося швейцарского ученого и изобретателя, впервые соорудившего подводный аппарат типа батискаф. Этот же ученый вместе со своим сыном впервые осуществил глубинные погружения, а на аппаратах его производства была обследована Марианская впадина. Лодка имела длину 28 метров, брала на борт до 40 пассажиров и могла опускаться на глубину 600 метров. За 16 месяцев увлекательное путешествие к дну Женевского озера совершили 32.000 человек. Эта субмарина долгое время считалась крупнейшей в мире. Затем за дело взялась японская компания Kawasaki Heavy Industries - она затеяла строительство подобной сорокаместной лодки, но проект так и не был реализован. Компания Research Submersibles прославилась созданием небольших туристических подводных аппаратов - кроме пилота, в них умещались лишь двое пассажиров. Зато лодчонка с легкостью ныряла на 600-метровую глубину и долгое время возила туристов вдоль знаменитых коралловых стен у Каймановых островов. После этого деловые люди смекнули, что все же гораздо прибыльнее потратить сначала множество денег на разработку многоместного подводного корабля с большим числом "широкоэкранных" иллюминаторов для каждого пассажира, чем построить малобюджетную "бочку" и катать лишь по паре человек. Туризм должен быть массовым, - тогда он будет приносить ощутимую прибыль.
Существует два основных пути создания специальных туристических подлодок. Первый - переоборудование военных/научных субмарин под пассажирские перевозки. Однако дополнительные окна в таком случае ну никак в корпус не врежешь, и приходится пассажирам довольствоваться передним иллюминатором, видеокамерами да показаниями приборов. Второй путь - целенаправленное создание специальных пассажирских субмарин с большим количеством окон и удобными посадочными местами. Второй путь, конечно, предпочтительнее, так как позволяет предоставить больший комфорт туристам и, следовательно, привлечь большее их количество. У этого пути есть два своих варианта: подешевле и попроще либо посложнее и подороже, зато и поинтересней. Первый вариант - это постройка не полноценных подводных лодок, а обычных наводных кораблей с иллюминаторами в подводной части, прозрачным дном и так далее. Корабль нисколечко не погружается в воду (кроме естественной осадки), страдающие клаустрофобией пассажиры тоже могут приобщиться к прекрасному подводному миру, а у капитана посудины меньше тревоги за жизнь подопечных. Второй вариант - создание настоящих подводных спускаемых аппаратов, которые могут маневрировать в толще воды, зависать на одном месте, ложиться на грунт и, в случае чего, обладать жизнеобеспечением в несколько суток. В целях недопущения ухудшения экологической обстановки создаваемые с нуля пассажирские подлодки делают исключительно на электрическом ходу от аккумуляторов, без никаких дизельных моторов и, тем более, атомных реакторов. Крейсерская скорость у таких кораблей тоже невелика: всего несколько узлов. Одно дело - военная субмарина, которой нужно нестись на всех парах и развивать при этом два-три десятка миль в час, и совсем другое - электрическая пассажирская субмарина, основная цель которой - показать туристам красоты подводного мира; стандартная скорость передвижения от одной интересности к другой - один-два узла. Производителей подводных туристических машин в мире немного, наибольшую долю рынка имеют канадская компания Atlantis Submarines, финская Mobimar, британская Silvercrest и американская Underwater Vehicles.
Денис Хард долгое время работал подводником, ходил в рейсы в Северное море для осмотра подводной нефтяных платформ и выявления неисправностей. И со временем понял, что такие прогулки могут кого хочешь заинтересовать. Вот он и занялся разработкой специальных туристических подводных лодок. Раздобыв денег, он построил первую лодку - Atlantis I, в которую вложил свой пятнадцатилетний опыт работ на субмаринах. Лодка вышла из дока в 1986 году и отправилась к Каймановым островам - показывать туристам уже упоминавшуюся коралловую стену. Модель Atlantis II, демонстрировавшаяся на выставке Expo-86 в Ванкувере, стала обслуживать коммерческие перевозки на Барбадосе. Далее была Atlantis III, сертифицированная Американской Береговой Охраной. 48-местные лодки этой модели разошлись по миру - они катают подводных вояжеров у островов Кона, Мауи и Оаху на Гавайях, в Гуаме, Микронезии, Арубе и Мексике. Впоследствии эта модель по заказу оператора, специализирующегося на обслуживании туристов в Оаху, была переоборудована для перевозки сразу 64-ех пассажиров. Однако уже сегодня курорту не хватает двух имеющихся субмарин на 112 человек в общей сложности, - такой большой спрос на услуги! Сейчас компания Atlantis Adventures, которая катает туристов на подлодках собственного производства, имеет в активе 11 субмарин с ежегодным пассажирооборотом в 750.000 человек. Кроме того, компания предложила учебным заведениям возможность провести для детей наглядные уроки по естествознанию: для детей младших и средних классов уроки проводят прямо в салоне лодки, среди уникальной флоры и фауны подводного мира. Каждый год 40.000 детишек с радостью отправляются в школу, чтобы прокатиться на настоящей подводной лодке. Сегодня компания предлагает прокатиться на подлодках на трех известных курортных местах: Гавайи, Карибы и Гуам. Пассажирам обещают, что они увидят те 96% архипелага, которые невозможно увидеть с поверхности, что они осмотрят коралловый риф, которому 18 тысяч лет, что увидят уникальных тропических рыб и так далее. Обычный 70-минутный тур на любом из островов стоит порядка 75 долларов США без учета налогов, детям до 12 лет скидки 50%. Кроме простых погружений, предлагаются совмещенные программы с полетами на вертолете, плаванием с персональными подводными "тягачами", катанием на морских трамваях и так далее.
Финская компания Mobimar выпустила 13 подводных лодок различных семейств, которые бороздят просторы по всему миру. Модель MS250 Mark II, выпущенная в 1986 году, стала первой финской туристической субмариной, и после схода со стапелей отправилась в Корею. Поколение лодок Mark III получило значительные усовершенствования, однако заряда батарей хватало лишь на 7-10 ежедневных погружений длительностью 45 минут каждый, чего было явно недостаточно для большинства "подводных" туроператоров. Поэтому в 1992 году была заложена серия Mark V, которая отличалась утроенным запасом хода. Этот показатель очень важен в подводном туризме. Согласно расчетам, приводимым различными компаниями и туроператорами, окупаемость 16-местной субмарины наступает при десяти ежедневных погружениях 300 дней в году и загруженности судна не менее 65%. А нормальная прибыль гарантируется при 12 погружениях в день 330 раз в году и полной загруженности корабля. То есть, если в год в среднем 63 туристов увидят красоты подводного мира. Поэтому производство многоместных субмарин с большим запасом автономности - залог успеха как заводов-изготовителей, так и туристических компаний. Пятое поколение подлодок выпускается в трех вариациях: на 35, 50 и 65 пассажиров, наибольшая из них рассчитана на 16 погружений в день. После того, как первую лодку Mark V под именем Jiah отправили в корейский порт Чеджу, новый владелец субмарины "разогнал" ее до 20 погружений в день! Пять подлодок, разработанных на заводе в Турку, возят туристов на Канарах (Гран Канария, Тенерифе, Ланцарот, Коста Адеха), три катают вояжеров в Корее (остров Чеджудо и город Сокчхо на восточном побережье страны), две лодки под названиями "Синдбад" обслуживают известный египетский курорт Хургада, по одной базируется на китайском острове Хайнань, на Мальорке и на Марианских островах (Сайпан). Финская компания выступает только производителем субмарин и потом продает их по заявкам в разные концы света, где каждый туроператор уже сам выступает в роли провайдера подводных услуг. Например, в Египте таковым является отель "Синдбад Бич", расположенный на берегу Красного моря в пяти километрах от аэропорта Хургады - некогда небольшой деревушки, а ныне известнейшего курорта с населением в 300 тысяч человек. Прямо от причала отеля сразу 44 туриста отправляются на ярко-желтую субмарину. Она спускается на 20-метровую глубину (не очень много, зато солнечный свет сюда вполне дотягивается), где "зрителям" показывают красочные коралловые сады и уникальных морских обитателей. А чтобы отдыхающим было веселее изучать глубины, аквалангисты каждый раз устраивают театрализованное кормление коралловых рыбок. Само погружение длится 45 минут, а вся программа рассчитана на два часа - туристов заодно отвозят на рукотворный остров Dream Island и проводят в музей рыб. В корейском проливе Чеджу, помимо шоу с рыбками, подводники показывают различные трюки с опасным, но "ручным" скатом, а антураж создают затонувшая в пятидесятых годах рыбацкая шхуна и обросшее мягкими кораллами основание одного из крошечных островков. Стоимость билетов в обоих случаях начинается от 50 долларов. Отличительная черта корейских туристических подлодок - наличие ретрансляторов сотовой связи оператора SK Telecom, теперь туристы могут звонить из-под воды.
Американский производитель Underwater Vehicles прославился своими многоместными подлодками Deepstar, V48 и LS250. Первая из них уникальна тем, что ее 20-метровый корпус полностью выполнен из акрила, в котором помимо традиционных носового и боковых иллюминаторов есть еще и огромное кормовое окно. Такая лодка катает путешественников, приехавших на тайский остров Пхукет. В яркое желтое брюхо субмарины влазит 45 пассажиров, которых подводными тропами на глубине 30 метров везут вдоль подножия островков Кох Док Май и Кох Майтон. Эта лодка является еще и самой оснащенной в мире: помимо огромных 72-сантиметровых иллюминаторов пассажиры могут наблюдать картинку на жидкокристаллических дисплеях и многочисленных приборах в капитанской рубке. Продолжительность тура стандартна: два часа при самом подводном плавании в 45-50 минут. Стоит такое удовольствие 2.500 тайских батов (70 долларов США) для взрослых и 1.800 батов (50 долларов) для детей; в день всего пять рейсов.
Не обязательно лететь далеко, чтобы спуститься под воду на туристической субмарине. Этим можно заниматься и в Средиземном море. Помимо уже упомянутой нами подлодки на Балеарских островах, имеются пассажирские субмарины в Греции и на Кипре. На одном из островов Киклады - острове Тира (он же остров Санторини) - с мая по октябрь берет на борт туристов подлодка-катамаран Atlantis Santorini I. Часовые экскурсии на корабле, который на воде мало чем отличается от обычного прогулочного катера и даже имеет специальную обзорную площадку, проводятся 9 раз в день и обходятся в 57 евро каждая. Обломки деревянных кораблей, разбросанные по дну амфоры, неизменные кормящие рыбок водолазы. Лодка была построена в Испании совместной греко-испанской компанией Great Blue Santorini Maritime. Постройка лодки обошлась в 2,3 миллиона евро. Три других подлодки этого типа курсируют также в Европе: две в Испании и одна на Кипре.
Однако, пожалуй, в самое интересное подводное плавание на Средиземноморье можно сходить на киприотской лодке "Садко". Эта лодка построена российским ЦКБ "Рубин", было выпущено два однотипных экземпляра. Два года она простояла в американском порту, а затем была выкуплена ребятами из Ларнаки. В порту этого города 40 туристов на скоростном катере идут 15 минут морем до места базирования субмарины, занимают свои места у больших 64-сантиметровых иллюминаторов и неспешно погружаются в глубь Средиземного моря. Максимальная глубина погружения - 40 метров, да больше тут и не надо. После спуска субмарина направляется к затонувшему грузовому кораблю "Зенобия". Этот объект является самым интересным подводным артефактом Средиземноморья и входит в Топ-10 интереснейших мировых объектов дайвинга. Корабль "Зенобия" был построен в Швеции и, как и "Титаник", затонул в свой первый рейс. Корабль шел из Мальме в Сирию и перевозил больше сотни автопоездов ("дальнобойных" фур). В пути у него были замечены неисправности с гидравликой, ведающей забором балластной воды. Судно сумело дойти до Кипра, где в порту Ларнаки бортовой компьютер снова сам по себе дал команду набирать воду. Опасаясь затопления "Зенобии" прямо в порту, команда спешно вывела его на два километра за пределы гавани. В полтретьего утра 7 июня 1980 года он потихоньку затонул на 42-метровой глубине, завалившись на левый борт. Все грузовики, находящиеся на палубах, картинно рассыпались по дну, словно игрушечные машинки; человеческих жертв не было. За пятидесятиминутное погружение придется выложить сумму, эквивалентную 72 долларам США, дети до 12 лет обладают правом на половинную скидку. "Садко" рассчитан на 7 часовых погружений ежедневно без подзарядки аккумуляторов и пополнения запаса сжатого воздуха.
Русские туристические подводные лодки - не редкость. Так, еще одно конструкторское бюро - нижегородское "ЦКБ "Лазурит", профилем которого является изготовление военных дизельных и атомных субмарин, - предлагает несколько моделей пассажирских подлодок. Четыре модели, различающиеся количеством мест (4, 12, 32, 48) способны опускаться на глубину до 50 метров, развивают скорость до 3,5 узлов и способны выполнять до десяти рейсов в день. По военным стандартам, в случае затопления бортовые системы жизнеобеспечения продолжают функционировать еще 72 суток!
Подводная лодка "Омар" была изготовлена в Москве в 1986 году для погружения на глубину до 540 метров и участвовала в экспериментах Минрыбхоза СССР. В 2005 году она была выкуплена украинской государственной компанией "Укрдайвинг" и переоборудована под пассажирские перевозки. Глубины, на которые станут спускаться туристы (не более трех за раз), не будут превышать сотни метров. Пусть животный мир Черного моря (а лодка будет базироваться в Балаклаве) не так богат, как в Красном или в Средиземном, и тут путешественникам найдется что посмотреть: тут водится камбала и кефаль, которых тоже можно будет картинно кормить перед зрителями. А самое интересное - это создание подводного музея, который будет состоять из нескольких частей, представляющих различные эпохи: античность, средневековье, современность. Старинные якоря, амфоры, пушки, сбитые самолеты, части кораблей и многое другое уже начали устанавливать на Балаклавском дне, и вскоре с борта субмарины можно будет "открыть" все эти экспонаты. Стоимость часовой экскурсии оценивается примерно в 70 долларов.
Кстати, насчет древностей. Год назад в Дубае прошла презентация туристической подводной лодки "Наутилус". Она построена компанией Exomos, которая вдохновилась легендарной лодкой капитана Немо, плода фантазии Жюля Верна. Причудливая субмарина может принять на борт до 10 пассажиров и способно опускаться на глубину до 30 метров при скорости передвижения до 3 узлов. Производитель считает, что подлодка пригодится не только для туристических погружений, но также и для научных исследований дна Персидского залива. В портфолио этой компании тринадцать моделей лодок, из которых пять - Adventurer, Discovery, Mantaray, Nautilus и Stingray - предназначены для туристических перевозок.
Можно заняться освоением подводного мира и в одиночку. Для этого придется купить одну из множества индивидуальных подводных аппаратов, которые производятся различными компаниями. Большинство из них выполнено в виде шара или сигары с огромным иллюминатором в переднем торце, сквозь который и происходит наблюдение красот. А вот субмаринки производства нидерландской компании U-Boat Worx под названием C-Quester обладают сферическим иллюминатором-колпаком над головой пилота, колпаки эти защищены металлическими ригелями. Так что можно вертеть головой по сторонам и не пропускать ни малейшей интересной детали. Выпускаются одноместные и двухместные машинки, стоимость базовой одноместной модели - от 125.000 долларов США. Одновременно с покупкой лодки придется пройти шестидневные обучающие курсы и получить водительскую лицензию.
А те, кто не желает и вовсе по каким-то причинам отправляться в подводное плавание, но хочет побольше узнать о таких явлениях, изучить быт моряков-субмаринеров, могут посетить один из музеев, организованных в списанных подлодках. Одна из таких установлена в московском парке "Северное Тушино" (станция метро "Сходненская"). 90-метровая дизельная подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец" служила на Краснознаменном Северном флоте с 1980 по 2000 год, неся службу в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах. В 2003 году она была переделана в "Музей подводного флота России" на заводе в Северодвинске. Поскольку лодка военная, то никаких огромных иллюминаторов тут нет - одни лишь приборы и механизмы, с которыми публика может ознакомиться. Стоимость билета - 50 российских рублей (около 2 долларов), школьного билета - 12 рублей, билета на фотосъемку - 100 рублей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments